Форум 2018: Конференция

22 июня 2018 года в рамках Хорового форума народов Евразии в Париже состоялась научно-практическая конференция « Хоровая музыка в культурах народов Евразии ». В ней приняли участие 7 музыковедов, композиторов и дирижёров из немецкого Фленсбурга, Вильнюса (Литва), Улан-Удэ (Бурятия, Россия), Новосибирска и Красноярска.

В своих докладах они рассказали о значении хоровой музыки и о её специфике в зависимости от эпохи и региона.

Ниже представлены статьи участников конференции, подготовленные докладчиками специально для нашего сайта.

Статьи участников научно-практической конференции


« ХОРОВАЯ МУЗЫКА В КУЛЬТУРЕ ТУВЫ ».
Автор: Екатерина Карелинадоктор искусствоведения, доцент (тема диссертации: «История тувинской музыки Новейшего времени (XX-XXI вв.)»), Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки (Россия).

« Цель данного доклада – в первую очередь, информационно-просветительская, поэтому научная проблематика в нем сознательно завуалирована, хотя имплицитно и присутствует в тексте (это вопросы взаимодействия традиционной и привнесенных культур, соответственно, различных систем музыкального мышления – монодии и многоголосия гармонического и полифонического типов, инновационные формы народного творчества, развитие композиторской мысли, исторические и этнологические аспекты). Главной своей задачей я ставлю следующую – через хоровую тематику познакомить участников форума со своей малой Родиной… » Читать далее >>>

 


« «ШТИММУНГ» К. ШТОКХАУЗЕНА КАК ПЕРВЫЙ ОБРАЗЕЦ ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ (К 50-ЛЕТИЮ ПАРИЖСКОЙ ВЕРСИИ) ».  
Автор: Людмила Лейпсон, кандидат искусствоведения, (тема диссертации «Музыкальный материал в творчестве представителей авангарда второй половины XX – начала XXI веков: от фонетической композиции к перформативности») преподаватель Свободной Вальдорфской школы, г. Фленсбург (Германия).

« Пятьдесят лет назад в Париже состоялась премьера авангардной вокальной композиции «Штиммунг» немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена. Она ознаменовала рождение первого сочинения в истории западноевропейской музыки, включающего абсолютно новую для нее технику обертонового вокализирования. «Штиммунг» — во многих смыслах сочинение уникальное. И эта уникальность начинается уже с названия. Оно включает в себя как понятие настройки голоса или инструмента, так и понятие строя; может обозначать душевное состояние человека, настроение, эмоциональную атмосферу. Кроме того, в него входит корень немецкого слова «голос» («Stimme»)… » Читать далее >>>

 


« ОБУЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ЦЕРКОВНОМУ ПЕНИЮ В ЛИТВЕ В XIX В. (ПО ДОКУМЕНТАМ ДУХОВНЫХ УЧИЛИЩ И АРХИЕРЕЙСКОГО ХОРА ЛИТВЫ) ». 
Автор: Маргарита Моисеева, докторант Литовской академии музыки и театра, г. Вильнюс (работает над диссертацией на тему «Православное церковное пение в Литве: традиция и изменение»).

« Большинство документов, связанных с историей Виленско-Литовской епархии в Литве, находятся в Литовском государственном историческом архиве (более 30 фондов). Особо обширный фонд № 605, в котом хранятся более 17.000 дел. В архиве хранятся важные для иследования документы о Жировичском и Виленском духовных училищах и Архиерейском хоре (фонд № 610). В начале XIX в. два основных административных центра Виленско-Литовской епархии находились в Жировичах и Вильне. Кафедра находилась в Жировичском монастыре и только в 1845 г. была перенесена в Вильно. Также было создано Ковенское викарианство, в котором тоже был организован хор, поэтому уже в середине XIX в. на территории Литвы образуются два православных административных центра – Вильнюс и Каунас. Бывшая Жировичская униатская семинария в 1839 г. реорганизована в православную (хотя надо отметить, что учеба в этой семинарии уже в XVIII в. велась по образцу православных семинарий1 ). В 1845 г. она перенесена в Вильнюс… »  Читать далее >>>

 


« СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПЕНИЕ В ЛИТВЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КОНТЕКСТЕ ».
Автор: Виктор Миниотас, протодиакон, композитор, г. Вильнюс.

« Начиная разговор о современной православной музыке в Литве, следует, пожалуй, слегка заглянуть в прошлое, чтобы выяснить, каким оно было с точки зрения работы здесь композиторов в жанрах православного церковного пения. Багаж прошлого составляется не слишком большой. В него входят: – Алексей Львов (скрипач, композитор, автор гимна «Боже, царя храни», а также ряда церковных песнопений), который всю свою многостороннюю деятельность развернул в основном в Петербурге, но скончался в своём имении под нынешним Каунасом и похоронен в Литве. – также можно назвать Цезаря Кюи, который, наоборот, родился в Вильнюсе и провёл здесь детство, примечательное разве что недолгими уроками музыки, которые он брал у композитора Монюшко. Впоследствии Кюи также написал небольшое количество церковных песнопений, хотя основным жанром его творчества стала опера… » Читать далее >>>